Будда однажды сказал
Текст поста: автор — ОШО, (перевод Бендет М.Ю.)
Учение о трансцендентном Беседы о сорока двух сутрах Будды Доклады, прочитанные 21–30.08.76 Глава 1 Наилучший путь к истине
Будда сказал: наилучший путь к истине — быть свободным от привязанностей и страданий. Есть три пути постижения истины. Один — путь силы, другой — путь красоты, и третий — путь нравственного совершенства. Путь науки — это путь силы. Вот почему Роджер Бекон сказал, что знание — сила. Наука сделала человека настолько сильным, что он в состоянии разрушить всю землю. Впервые в истории разума человек способен к совершению глобального самоубийства. Наука обладает огромной силой, и эта сила непрерывно растет. Этот путь не ведет к полному постижению истины. Другой путь — путь поэтов, мистиков, художественно одаренных людей. Они видят правду в красоте. Это Джалаладдин Рами, Рабиндранат Тагор и другие, кто полагает, что красота и есть правда. Они создают искусство, новые источники красоты в мире. Живописец, поэт, балерина, музыкант также приближаются к правде, и их путь не есть путь силы. Поэт не похож на ученого. Ученый постигает разумом, анализирует, наблюдает. Поэт постигает сердцем — познает правду иррационально, через любовь. Трезвое суждение, путь разума — не для него. Большая часть религиозных людей идет вторым путем. Суфии, баули ищут правду в красоте. Мы видим красоту мечетей, церквей, соборов, храмов. Аджанта, Эллора были созданы глубоко религиозными людьми. Всякий раз, когда религиозная деятельность преобладает, возникает искусство, музыка, живопись; мир становится немного более красивым. Не более сильным, но более красивым, более прекрасным, украшающим жизнь. Третий путь — путь нравственного совершенства. Библейские пророки Моисей, Авраам, исламский пророк Мохаммед, Кришна и Рама — их путь внушает трепет величием непостижимого. Упанишады, Веды — все они указывают путь постижения мира истины через нравственное совершенство. Они вызывают благоговение. Это такие высоты совершенства, что остается лишь пасть ниц — настолько остро ощущаешь свою ничтожность. Вот три пути, данные нам, чтобы приблизиться к истине. Первый путь порождает ученого; второй — художника, третий — пророка. Уникальность Будды, особенность его пути — в сочетании всех этих трех путей. Будда — торжество разума. Он не походит ни на Иисуса, ни на Кришну: он — абсолютный разум. Эйнштейн, Ньютон или Эдисон не могли бы найти никакого изъяна в его рассуждениях. Любой ученый будет немедленно убежден в его правоте. Его подход прост, логичен, убедителен. В его рассуждениях абсолютно не к чему придраться.
Кто-то прислал мне красивый анекдот об известном атеисте В. C. Филдсе. Он путешествовал по разным странам. Однажды его секретарь вошел к нему в гостиничный номер и был потрясен, застав его за чтением Библии Гидеона. — Билл! — сказал он. — Что, черт возьми, вы делаете? Я считал вас атеистом. — Всего лишь ищу, к чему бы придраться, — ответил Филдс. Бесполезно искать, к чему бы придраться, у Будды. Да, можно придираться к Иисусу, потому что Иисус верит; все, что у него есть, — это вера. Он прост, как дитя. В нем нет противоречия, нет полемики. С Буддой обстоит иначе. Ему нельзя верить просто так — приходится выслушивать его аргументы. Он — и свидетельство, и аргумент. Он сам — доказательство правоты своих слов, но этим все не исчерпывается. Если вы не готовы видеть в нем свидетельства этой правоты, он может убедить вас, потому что он логичен. Даже такой человек, как Бертран Расселл, атеист, логик, сказал: «Перед Буддой я начинаю чувствовать сомнение. С Иисусом я могу бороться». Он написал большую и весьма спорную книгу «Почему я не христианин». Христианство не нашло пока ответа на его вызов. Полемика не закрыта. Но перед Буддой он внезапно чувствует себя колеблющимся, сомневающимся, потому что Будда способен одолеть его его же собственным оружием — логикой. Будда — такой же аналитический ум, как Бертран Расселл. Необязательно быть верующим, чтобы почувствовать, насколько убедителен Будда. В этом его уникальность. Можно не верить вообще. Можно не верить в бога, можно не верить в существование души, вообще ни во что не верить. И при этом быть с Буддой. И вскоре вы узнаете и о душе, и о боге. Но совсем не то, что предполагали.
Один человек пришел к Будде. Он был большим ученым, написал много книг, был известен по все стране. Его звали Малингапутта. Он сказал Будде: «У меня дюжина вопросов, и я хочу получить на них ответ». Будда сказал: «Я отвечу, но вы должны будете выполнить одно требование. В течение года вы должны будете находиться со мной в полной тишине, тогда я отвечу — но не ранее. Я мог бы ответить и сейчас, но вы не готовы правильно воспринять мои слова, и что бы я ни сказал, вы извратите мою мысль. В течение целого года вам предстоит молчать, и ваш разум освободится от переполняющих его интерпретаций и будет готов принять знание. После этого, независимо от того, что вы хотите спросить, я отвечу, обещаю вам». Пока Будда говорил это, его ученик Сарипутта, сидя под деревом, начал смеяться, как безумный. Малингапутта растерялся и спросил: «В чем дело? Почему вы смеетесь?» Сарипутта ответил: «Я смеюсь не над вами, а над собой. Для меня один год прошел. Этот человек обманул и меня. Я шел к нему со многими вопросами, и он сказал: „Ждите в течение одного года", и я ждал. Я смеюсь, потому что теперь мои вопросы исчезли. Он говорит: „Задавайте свои вопросы", но их нет. Так что, Малингапутта, если вы действительно хотите получить ответы, спрашивайте сейчас, не ждите целый год. Вас вводят в заблуждение».
Будда привел миллионы людей к постижению внутреннего мира, и путь, который он избрал, — кратчайший. Что может быть проще? Сначала надо стать приемником, ухом, погрузиться в тишину. Только тогда общение станет возможным. вся статья здесь:http://www.litperevod.ru/article13.htm ----------------------------------------------------- Перейти на страницу записи: http://blogs.privet.ru/community/hinduism/72321530
|