Миф о Медузе
Одними из древнейших младших богинь-хранительниц Греции в эпоху матриархата являлись три прекрасные невинные сестры-горгоны. С воцарением патриархата их образ стал восприниматься негативистски. Имена их были Медуса («стражник, защитница, повелительница»), Эвриала (далеко прыгающая) и Сфено (могучая). Могучая воительница Медуса, имевшая роскошно красивые волосы, однажды из женского тщеславия похвалилась, что своей красотой и силой может затмить саму богиню Афину. Это имело для нее серьезные последствия: Афина – очевидно, не без причины – пришла в страшную ярость и возненавидела ее. Она рассказала Посейдону о красоте своей служительницы и пустила его в свой храм. Посейдон, обратившись в прекрасную птицу, сначала завоевал доверие прекрасной девушки, а потом изнасиловал ее и бросил. От обиды, злобы и ненависти лицо Медусы исказилось и стало уродливым, а горе ее было столь сильно, что все, кто видел ее, превращались в камень. Афина, издеваясь, превратила ее прекрасные волосы в живых змей, лишив ее последнего ее достояния. Стеная и скорбя, беременная Медуса покинула храм Афины и уединилась в горах, поддерживаемая только своими сестрами. Затем Афина и Гермес внушили царю Полидекту мысль об убийстве Медусы в качестве невыполнимого задания для Персея. Они надоумили его пойти к сестрам горгон – вещим старухам граям, у которых на троих был один глаз и один зуб. Хитростью великий герой похитил у них зуб и глаз, а вернул лишь в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи вынуждены были показать Персею путь к горгонам, хотя знали его миссии. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. Он подождал, пока полуденный зной сморит воительниц, гулявших в горах, и, поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, подкрался к сонной Медусе, находившейся на последних сроках беременности. Глядя в отражение своего щита, он отрубил\перепилил ножом богине голову и спрятал трофей в заплечную сумку. Во время предсмертных судорог воительница, истекающая кровью, разродилась детьми Посейдона - великаном Хрисаором и крылатым конем Пегасом. Голова Медусы между тем осталась жива и сохраняла свои свойства. Кровь ее просачивалась сквозь волшебную сумку и падала на землю, где ее капли превращались в змей, уничтожающих все живое из ненависти к нему. Так появились аспид, амфисбена, аммодит и василиск. От шума бессмертные сестры горгоны проснулись, исполнились злобы и горя за убитую сестру и стали преследовать Персея, но он воспользовался краденой шапкой-невидимкой Аида и ускользнул от них. Афина явилась на место казни и собрала кровь Медусы в два сосуда, которые затем подарила Асклепию, богу врачевания. Одна кровь спасала, другая – убивала. Вернувшиеся сестры с почестями похоронили останки любимой сестры в скалах, где остались жить, отказавшись от служения Афине. Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) — драконоподобной матерью горгон. Показав лик Медузы чудовищу, Персей превратил его в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко. Позднее Персей таким же образом обратил в камень царя Полидекта и его прислужников, преследовавших Данаю, мать Персея. Его издавна любят музы, Он юный, светлый, он герой, Он поднял голову Медузы Стальной, стремительной рукой. И не увидит он, конечно, Он, в чьей душе всегда гроза, Как хороши, как человечны Когда-то страшные глаза, Черты измученного болью, Теперь прекрасного лица... Мальчишескому своеволью Нет ни преграды, ни конца. Затем богиня Афина забрала голову Медусы и поместила на свою эгиду (доспех). Вот так она поставила на место зарвавшуюся выскочку. Есть сказания о связи Медузы с Гераклом, в результате чего появился скифский народ. Как известно, женщины скифов несли всеобщую воинскую обязанность и участвовали в военных действиях наравне с мужчинами. Есть упоминания о них как наследии великой воительницы и хранительницы Медузы. Впрочем, возможно простое сближение на основе сходных признаков со змеиной скифской богиней Табити.
----------------------------------------------------- Перейти на страницу записи: http://blogs.privet.ru/community/bibliomythos/73899594
|